Дети знают довольно
много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что
тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода
замерзает, дерево, бумага, свечка – горят). Этих знаний вполне достаточно для
развития фантазии и воображения ребенка.
Большинство
приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы.
1.
Увеличение - уменьшение.
Этот
самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике.
Например, Золушка, Спящая красавица, Гулливер, гномы.
Увеличивать
можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и
уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.
2.
Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или
многим людям.
-
Выбирают несколько произвольных объектов живой и неживой природы.
-
Формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно
придумывать и новые свойства «из головы».
-
Сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.
3.
Оживший рисунок.
Вы
получили замечательный дар, всё, что вы нарисуете – оживает! Что бы вы
нарисовали? Вымирающих животных? Новых животных и растений?
4.
Исключение некоторых качеств человека.
Перечислите
свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите,
что получилось.
-
Человек не спит.
-
Человек не чувствует боли.
-
Человек потерял вес, обоняние.
5.
Превращение человека в любой объект.
Человек
превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб, в
растения (в дуб, розу, баобаб, в объекты неживой природы (камень, ветер,
карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.
Но
самое главное в этом приёме – это воспитание эмпатии (умения перевоплотиться в
другой образ и посмотреть на мир его глазами) .
6.
Антропоморфизм.
Антропоморфизм
– это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью,
мышлением, способностью чувствовать) любых объектов – одушевлённых и
неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.
7.
Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.
А
именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться,
размножаться, шутить, улыбаться.
8.
Придание объектам неживой природы необычайных свойств.
Например,
камень. Он светится, всегда тёплый (никогда не остывает, можно руки греть в
мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.
Камень
впитывает болезни. Камень даёт бессмертие.
9.
Изменение привычных отношений между героями сказок.
Напомним
такие ситуации: щука поёт колыбельную («Открывает щука рот», «Серый волк ей
верно служит», храбрый заяц, трусливый лев.
10.
Новое название картине.
Ребёнку
показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных
художников и просят дать им новые названия. Сравните, кто назвал лучше: ребёнок
или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный
смысл и т. д.
11.
Фантастическое объединение.
Фантастическую
идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов.
Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Кто такие
сирены? Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от
сочетаемых качеств.
12.
«Как мне повезло! »
«Как
мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце».
«Как
мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей».
«Как
мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники».
13.
Склеивание.
Путём
мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон,
русалка, кентавр, химера и др.) . Тем же путём созданы такие интересные
конструкции, как амфибия, экраноплан и др.
Детям
предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое
существо с новыми необычными свойствами.
14.
Аналогии.
Разнообразные
предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени,
пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание,
часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя
их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи.
Например,
ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким –
то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто
способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.
15.
Акцентирование.
Умение
подметить и выделить главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда
Мороза, Бабы Яги и т. д.) .
16.
Типизация.
Один
из самых сложных приёмов творческого воображения, который используется в
художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и
посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую) .
17.
Превращение незнакомого в знакомое.
Этот
приём включает в себя четыре операции:
1)
личное уподобление – отождествление себя самого с каким-либо элементом
проблемной ситуации (колесо от машины, веточка дерева и т. д.) ;
2)
прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знаний;
3)
символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для
формулирования задач;
4)
фантастическая аналогия, при которой проблема решается «как в волшебной
сказке».
Комментариев нет:
Отправить комментарий